Преимущества автогаза

Сжиженный нефтяной газ (СНГ, пропан-бутан)

Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан, англ. Liquefied petroleum gas (LPG)) в основном является смесью двух углеводородных газов пропана (C3H8) и бутана (C4H10). Бытовое название – пропан. Пропан-бутан главным образом получается при добыче нефти (попутные нефтяные газы, газы процессов стабилизации нефти и конденсата, газы с установок переработок нефти) и из конденсатных фракций природного газа.

Сжиженный нефтяной газ очень близок по своим характеристикам к общеизвестным моторным видам топлива. Именно эти свойства позволяют его использовать в качестве альтернативного источника топлива для автомобильного транспорта. Пропан-бутан обладает рядом важных физико-химических свойств. К одному из таких качеств можно отнести способность газа к образованию двухфазной системы в закрытых резервуарах (одновременное газообразное и жидкообразное состояние).

Если рассматривать свойства газов по отдельности, то их характеристики отличаются.

У них разные точки кипения: для пропана (-42,1°C), а для бутана (-0,5°C).

Разное давление пара при 37,8°C: для пропана – 12,1 бар, а для бутана – 2,6 бар.

Разные плотности при 15°C: для пропана – 0,508 кг/л, а для бутана – 0,584 кг/л.

Из вышеприведенных характеристик следует, что испаряемость пропана выше, чем у бутана, следовательно, пропан обладает более высоким давлением при низких температурах. Географически мы находимся в регионе, где показания средних температур для летнего и зимнего периодов заметно отличаются. Соответственно, показания испаряемости газов (переход из жидкой фазы в газообразную) и давление насыщенного пара при различных температурах окружающей среды будут отличаться. Чтобы гарантировать хорошие показатели испаряемости сжиженного газа в разные периоды года, было принято решение производить две марки сжиженного газа – летнюю и зимнюю. В летнем варианте автомобильного пропан-бутана процентное содержание пропана составляет 50±10%, что позволяет избежать возникновения избыточного давления в резервуаре при высоких положительных температурах. В зимнем варианте автомобильного пропан-бутана процентное содержание пропана составляет 85±10%, что обеспечивает надежное испарение газа при низких температурах окружающей среды.

СНГ находится в баллоне под давлением собственных насыщенных паров. Давление же в баллоне зависит от температуры окружающей среды и процентного соотношения пропана и бутана (летний и зимний варианты), но не зависит от количества газа в баллоне. Именно последнее свойство сжиженного нефтяного газа позволяет израсходовать его без остатка.

Преимущества автогаза


Преимущества и недостатки использования сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива автомобиля

Преимущества при использовании газового моторного топлива:

Топливо подается в двигатель в газообразном состоянии, что исключает смывание масляной пленки с поверхности цилиндров и уменьшает износ цилиндропоршневой группы;
Октановое число сжиженного нефтяного газа выше, чем у бензина, и колеблется от 103 до 109 в зависимости от соотношения пропана/бутана (летний, зимний варианты). Этот эффект практически исключает возможность детонирования и, как следствие, разрушение двигателя в процессе детонации;
Количество тяжелых примесей в газе сведено до минимума, что уменьшает вероятность преждевременного выхода из строя каталитического нейтрализатора отработанных газов, датчика остаточного кислорода (лямбда-зонд), свечей зажигания;
Газ не влияет на вязкость моторного масла, а также не загрязняет его продуктами сгорания, в отличие от бензина, что положительно влияет на ресурс двигателя;
Выхлопные газы автомобиля, работающего на газе, содержат в несколько раз меньше вредных веществ, чем в автомобиле, работающем на бензине. Двигатель, работающий на газовом топливе, наносит меньший вред окружающей среде, а значит является более экологичным;
Увеличивается пробег автомобиля без дозаправки, по причине возможности работы автомобиля как на бензине, так и на газе. Эта особенность важна для автолюбителей, привыкших ездить на большие расстояния и сомневающихся в качестве провинциального топлива.


Мы рассказали о преимуществах в случае переоборудования автомобиля для работы на сжиженном газе, но, конечно же, есть и недостатки.

Недостатки при использовании газового моторного топлива:

– Уменьшение максимальной мощности на 7%. Это явление вызвано более низким показателем теплоты сгорания газа, по сравнению с бензином;
– Ухудшение динамики разгона на 5%. Это следствие более медленного сгорания газа, по сравнению с бензином;
– Уменьшение полезного объема багажного отделения за счет размещения газового баллона;
– Если автомобиль новый, то в случае переоборудования автовладелец может потерять фирменную гарантию от производителя автомобиля;
– Дороговизна переоборудования в совокупности со сменой регистрационных документов.


В любом случае нужно обдуманно подходить к вопросу об использовании газобаллонного оборудования. Автовладелец может сам рассчитать возможные варианты окупаемости переоборудования, а поможет ему в этом наш калькулятор.


Общим условием к переводу двигателя автомобиля на газовое моторное топливо является годовой пробег от 10000 км при том, что не имеется конструктивных ограничений по использованию ГБО в конкретно взятом автомобиле.
 

Безопасность эксплуатации

Безопасность

У многих людей слово «газ» вызывает чувство опасности. Попробуем разобраться, насколько опасной является эксплуатация переоборудованного автомобиля. Хочется сразу отметить, что переоборудование и обслуживание ГБО должны производить специализированные сервисные центры. Не пытайтесь делать это самостоятельно, даже если Вы знаете весь процесс установки или обслуживания. Не подвергайте риску свою жизнь и жизнь окружающих!

Согласно статистике, наиболее часто у автовладельцев возникают проблемы с ГБО после внесения доработок или обслуживания «народными умельцами». Также у Вас могут появиться неприятности, если Вы не будете придерживаться рекомендаций по прохождению сервисного обслуживания. В первую очередь, это связано с низким качеством топлива, которое приводит к быстрому выходу из строя всех фильтрующих элементов и, как следствие, ослаблению подачи газа.

Какие возражения или контраргументы приходится чаще всего слышать от противников ГБО? «Газовый баллон в багажном отделении может взорваться, загореться и т.д.». Насколько серьезны эти опасения? Рассмотрим по очереди различные случаи.

Какова опасность взрыва баллона в случае аварии, т.е. механического на него воздействия?

Баллоны для пропан-бутана делятся на два вида, цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические баллоны имеют форму цилиндра и могут устанавливаться внутри автомобиля. Тороидальные баллоны для хранения сжиженного нефтяного газа имеют форму тора, отсюда и название. Тороидальные баллоны бывают внутренние и наружные, т.е. для установки внутри (как правило, под запаску) или снаружи автомобиля. Нормативное давление в газовом баллоне составляет 16 атмосфер, но баллон способен выдерживать нагрузки, в 3-4 раза превышающие эталонные. Газовый баллон изготавливается из высоколегированной стали с толщиной стенок до 3 мм, он намного прочнее по сравнению с бензобаком, который подобен консервной банке. Производители ГБО неоднократно производили экспертизы автомобилей после аварий. Практически всегда баллон остается в целости и сохранности, т.е. он способен выдерживать очень значительные механические воздействия и при этом не терять своих качеств.

Какова вероятность возгорания газа и последующего взрыва баллона?

Стоит отметить, что каждый баллон оборудуется специальной запорной арматурой, именуемой мультиклапаном. Он устанавливается на горловину баллона и выполняет запорно-предохранительные функции, т.е. служит для заправки баллона, оборудуется специальным скоростным клапаном, который способен закрыть поступление топлива в магистраль, если она будет оборвана, оборудуется также датчиком уровня топлива, который позволяет выполнить визуальный контроль уровня топлива. Современные мультиклапаны стандарта R67-01, класс А, оборудуются не только вышеуказанными элементами, но и аварийным клапаном сброса избыточного давления с порогом срабатывания 27 бар и аварийным противопожарным плавким предохранителем, который начнет стравливать газ в случае нагревания баллона до 120±10°C. Эти два предохраняющих устройства в совокупности позволяют контролировать факторы, которые могут привести к возможному взрыву. В доказательство всего вышесказанного можно привести эту фотографию, на которой видно что после пожара на котором выгорело абсолютно всё, баллон остался цел.

Отдельно надо упомянуть об «умельцах», которые убирают отсекатель в мультиклапане. Этот элемент отвечает за заправку баллона сжиженным газом примерно до 80 процентов. На заправочной станции во время заправки наверняка многие из Вас слышали громкий треск, после которого заправщик подходит к автомобилю и вынимает заправочный пистолет. Это и есть, собственно, процесс отсекания или информирования о том, что баллон заправлен. Зачем это делается? Давление паров пропан-бутана увеличивается с ростом температуры. Паровая подушка в 20% от объема баллона позволяет компенсировать в нем давление при нагревании, т.е. количество газа, которое увеличивается одновременно с ростом температуры окружающей среды, не вызывает в баллоне в этом случае опасного увеличения давления. Не убирайте отсекатель сами и не позволяйте это делать другим. Помните, что это Ваша безопасность и окружающих Вас людей!

Сжиженный газ является веществом без цвета и запаха. Чтобы человек смог своевременно определить наличие утечки газа, в него добавляется специальное вещество с неприятным запахом. Это вещество называют одорантом. Для одорированияпропан-бутана применяется этилмеркаптан. В случае утечки газа водитель транспортного средства должен правильно прореагировать, т. е. необходимо произвести проветривание автомобиля и в случае повторного появления характерного запаха, переключить автомобиль на бензин и доехать до специализированного сервисного центра, где специалисты смогут произвести диагностику и устранить причину утечки.

Стоит отметить, что в газообразном состоянии пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5-2,1 раза. В случае утечки он будет скапливаться в нишах, углублениях или собираться на полу, что затрудняет процесс очистки помещения от него. Если рассматривать пределы воспламенения в процентах от объема, пропан-бутан имеет более высокий процент воспламенения. Иными словами, пожароопасность паров бензина выше, чем паров пропан-бутана.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что газобаллонное оборудование не опаснее своих конкурентов, а по ряду показателей превосходит их! Как и для любого оборудования, при использовании ГБО автовладелец должен ознакомиться с правилами эксплуатации, указанными производителем оборудования, и неуклонно их соблюдать. В этом случае Вы будете беспроблемно эксплуатировать ГБО, получая при этом экономическую выгоду и вносить свой вклад в улучшение экологии.
 

Экологичность

Экологичность
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. С каждым годом количество автомобилей возрастает, и, как следствие, возрастает выброс токсичных веществ с отработавшими газами в атмосферу.
Все мегаполисы нашей планеты страдают от экологических проблем.
Впервые этой проблемой озаботились на Западе, где уже успели смениться четыре экологических стандарта от Евро-1 до Евро-4. С каждым разом требования к двигателю становились все жестче. Одновременно ведущие производители автомобилей решили отказаться от карбюраторных моторов в пользу систем, оснащенных каталитическим нейтрализатором отработавших газов. В результате удалось добиться некоторых улучшений, но они оказались менее значительными, чем ожидалось. Ситуация в Украине и того хуже: в силе по-прежнему старый ГОСТ, принятый еще в далеком 1985 и не учитывающий современных условий. Так что воздух больших городов уже никто не осмелиться назвать не просто чистым, но хотя бы безопасным для здоровья. Очевидно, что долго подобная ситуация сохраняться не может, и, скорее всего, уже в самом ближайшем времени стандарты в области экологии будут пересмотрены. Это повлечет за собой масштабные изменения в составе украинского автопарка.
Хотя есть категория автолюбителей, которым опасаться нечего, поскольку уже сегодня установленные на их автомобилях системы питания отвечают самым высоким стандартам в области экологии. Речь идет, конечно же, об автомобилях, которые оснащены ГБО. Так как автогаз низкоуглеродистое топливо, выделяющиеся в результате его работы выхлопные газы содержат в несколько раз меньше вредных веществ, и показывают наилучшие результаты с точки зрения сокращения эмиссии CO2 которая, как известно, является главной проблемой глобального потепления. Кроме того, автогаз также сокращает эмиссию других вредных загрязнителей, таких как твердые примеси в атмосфере, NOx, ацетальдегид, бутадиен и бензол.
Это обстоятельство уже оценили во многих странах Евросоюза, где владельцы автомобилей, оснащенных системой ГБО, вправе рассчитывать на налоговые льготы. Более того: такие транспортные средства имеют право на бесплатную парковку, им разрешено использовать те полосы дорожного движения, которые предназначены для общественного транспорта и т.д.
В основном, экологичность гбо на авто во многом зависит от качества используемого оборудования. Высококачественное газобаллонное оборудование дает возможность довести процесс сгорания до полного совершенства, что приводит к экономии топлива, повышению коэффициента полезного действия (кпд), и снижению вредных выбросов в атмосферу.
Вы заботитесь об экологии и при этом экономите свои деньги!
Ваше будущее в Ваших руках!
 

Экономичность

ЭкономичностьПочему автовладельцы приобретают автомобили с предустановленной системой газобаллонного оборудования или принимают решение произвести переоборудование своего автомобиля? На сегодняшний день, это практически риторический вопрос. Самый главный аргумент – это прямой экономический эффект. Чем он обусловлен? Конечно же, разницей в стоимости одного литра бензина и сжиженного газа.

Бензин значительно дороже, сжиженный газ дешевле. Среднеевропейский показатель соотношения стоимости бензина и сжиженного газа – 10:6. Нужно учитывать, что при переводе автомобиля с бензина на газовое топливо расход газа будет немного выше, чем расход при работе на бензине. Это объясняется более низкой удельной плотностью пропан-бутана по сравнению с бензином.

Невзирая на эту особенность, на большинстве переоборудованных автомобилей владельцы получают экономический эффект в денежном эквиваленте до 50%. Является ли это преимущество единственным? Конечно, нет. Есть еще целый ряд выгод, которые получает автовладелец при переоборудовании автомобиля.

Преимущества при использовании газового моторного топлива:
– Топливо подается в двигатель в газообразном состоянии, что исключает смывание масляной пленки с поверхности цилиндров и уменьшает износ цилиндропоршневой группы;
– Октановое число сжиженного нефтяного газа выше, чем у бензина, и колеблется от 103 до 109 в зависимости от соотношения пропана/бутана (летний, зимний варианты). Этот эффект практически исключает возможность детонирования и, как следствие, разрушение двигателя в процессе детонации;
– Количество тяжелых примесей в газе сведено до минимума, что уменьшает вероятность преждевременного выхода из строя каталитического нейтрализатора отработанных газов, датчика остаточного кислорода (лямбда-зонд), свечей зажигания;
– Газ не влияет на вязкость моторного масла, а также не загрязняет его продуктами сгорания, в отличие от бензина, что положительно влияет на ресурс двигателя;
– Выхлопные газы автомобиля, работающего на газе, содержат в несколько раз меньше вредных веществ, чем в автомобиле, работающем на бензине. Двигатель, работающий на газовом топливе, наносит меньший вред окружающей среде, а значит является более экологичным;
– Увеличивается пробег автомобиля без дозаправки, по причине возможности работы автомобиля как на бензине, так и на газе. Эта особенность важна для автолюбителей, привыкших ездить на большие расстояния и сомневающихся в качестве провинциального топлива.