Безопасность эксплуатации

Безопасность

У многих людей слово «газ» вызывает чувство опасности. Попробуем разобраться, насколько опасной является эксплуатация переоборудованного автомобиля. Хочется сразу отметить, что переоборудование и обслуживание ГБО должны производить специализированные сервисные центры. Не пытайтесь делать это самостоятельно, даже если Вы знаете весь процесс установки или обслуживания. Не подвергайте риску свою жизнь и жизнь окружающих!

Согласно статистике, наиболее часто у автовладельцев возникают проблемы с ГБО после внесения доработок или обслуживания «народными умельцами». Также у Вас могут появиться неприятности, если Вы не будете придерживаться рекомендаций по прохождению сервисного обслуживания. В первую очередь, это связано с низким качеством топлива, которое приводит к быстрому выходу из строя всех фильтрующих элементов и, как следствие, ослаблению подачи газа.

Какие возражения или контраргументы приходится чаще всего слышать от противников ГБО? «Газовый баллон в багажном отделении может взорваться, загореться и т.д.». Насколько серьезны эти опасения? Рассмотрим по очереди различные случаи.

Какова опасность взрыва баллона в случае аварии, т.е. механического на него воздействия?

Баллоны для пропан-бутана делятся на два вида, цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические баллоны имеют форму цилиндра и могут устанавливаться внутри автомобиля. Тороидальные баллоны для хранения сжиженного нефтяного газа имеют форму тора, отсюда и название. Тороидальные баллоны бывают внутренние и наружные, т.е. для установки внутри (как правило, под запаску) или снаружи автомобиля. Нормативное давление в газовом баллоне составляет 16 атмосфер, но баллон способен выдерживать нагрузки, в 3-4 раза превышающие эталонные. Газовый баллон изготавливается из высоколегированной стали с толщиной стенок до 3 мм, он намного прочнее по сравнению с бензобаком, который подобен консервной банке. Производители ГБО неоднократно производили экспертизы автомобилей после аварий. Практически всегда баллон остается в целости и сохранности, т.е. он способен выдерживать очень значительные механические воздействия и при этом не терять своих качеств.

Какова вероятность возгорания газа и последующего взрыва баллона?

Стоит отметить, что каждый баллон оборудуется специальной запорной арматурой, именуемой мультиклапаном. Он устанавливается на горловину баллона и выполняет запорно-предохранительные функции, т.е. служит для заправки баллона, оборудуется специальным скоростным клапаном, который способен закрыть поступление топлива в магистраль, если она будет оборвана, оборудуется также датчиком уровня топлива, который позволяет выполнить визуальный контроль уровня топлива. Современные мультиклапаны стандарта R67-01, класс А, оборудуются не только вышеуказанными элементами, но и аварийным клапаном сброса избыточного давления с порогом срабатывания 27 бар и аварийным противопожарным плавким предохранителем, который начнет стравливать газ в случае нагревания баллона до 120±10°C. Эти два предохраняющих устройства в совокупности позволяют контролировать факторы, которые могут привести к возможному взрыву. В доказательство всего вышесказанного можно привести эту фотографию, на которой видно что после пожара на котором выгорело абсолютно всё, баллон остался цел.

Отдельно надо упомянуть об «умельцах», которые убирают отсекатель в мультиклапане. Этот элемент отвечает за заправку баллона сжиженным газом примерно до 80 процентов. На заправочной станции во время заправки наверняка многие из Вас слышали громкий треск, после которого заправщик подходит к автомобилю и вынимает заправочный пистолет. Это и есть, собственно, процесс отсекания или информирования о том, что баллон заправлен. Зачем это делается? Давление паров пропан-бутана увеличивается с ростом температуры. Паровая подушка в 20% от объема баллона позволяет компенсировать в нем давление при нагревании, т.е. количество газа, которое увеличивается одновременно с ростом температуры окружающей среды, не вызывает в баллоне в этом случае опасного увеличения давления. Не убирайте отсекатель сами и не позволяйте это делать другим. Помните, что это Ваша безопасность и окружающих Вас людей!

Сжиженный газ является веществом без цвета и запаха. Чтобы человек смог своевременно определить наличие утечки газа, в него добавляется специальное вещество с неприятным запахом. Это вещество называют одорантом. Для одорированияпропан-бутана применяется этилмеркаптан. В случае утечки газа водитель транспортного средства должен правильно прореагировать, т. е. необходимо произвести проветривание автомобиля и в случае повторного появления характерного запаха, переключить автомобиль на бензин и доехать до специализированного сервисного центра, где специалисты смогут произвести диагностику и устранить причину утечки.

Стоит отметить, что в газообразном состоянии пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5-2,1 раза. В случае утечки он будет скапливаться в нишах, углублениях или собираться на полу, что затрудняет процесс очистки помещения от него. Если рассматривать пределы воспламенения в процентах от объема, пропан-бутан имеет более высокий процент воспламенения. Иными словами, пожароопасность паров бензина выше, чем паров пропан-бутана.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что газобаллонное оборудование не опаснее своих конкурентов, а по ряду показателей превосходит их! Как и для любого оборудования, при использовании ГБО автовладелец должен ознакомиться с правилами эксплуатации, указанными производителем оборудования, и неуклонно их соблюдать. В этом случае Вы будете беспроблемно эксплуатировать ГБО, получая при этом экономическую выгоду и вносить свой вклад в улучшение экологии.